Аккредитив – условное обязательство финансового учреждения в выплате физ или юрлицу определенной суммы средств, оговоренных в договоре между двумя сторонами. Какие виды аккредитивов бывают и как верно провести процедуру? Мы расскажем в нашем материале.
Подробная информация об аккредитивах
Аккредитив представляет собой операцию, производимую между одним либо двумя финансовыми организациями в безналичной форме. Основание для проведения – поданное заявление, которое должно быть оформлено по установленной форме и подано покупателем в пользу продавца услуг или поставщика товаров. Участвующими сторонами при заключении договора могут быть либо только физические лица, либо только юрлица и юрлицо и частное лицо.
Если говорить простым языком, то аккредитив является самой удобной формой взаимодействия между сторонами, однако в России этот вариант не так распространен как на Западе из-за своей сложности. Это форма расчета, гарантирующая получения платежа поставщику и выполнение всех прописанных в договоре условий для покупателя услуг либо товаров. Выглядит все довольно просто: после осуществления поставок товаров или оказания услуг, банк оплачивает требуемую сумму продавцу, а покупатель перечисляет средства в банк, оплачивая также и проценты (комиссию). Банк при аккредитиве выступает гарантом.
Такую форму расчетов можно использовать как для внутренней, так и для внешней экономической деятельности. Если речь идет о международной торговле, то вся процедура регламентируется правилами ведения документарных аккредитивов, которые были опубликован Международной торговой палатой в 2007 году.
Нередко аккредитив путают с факторингом или банковской гарантией, однако это немного разные понятия, и об их различиях вы узнаете чуть ниже.
Основные особенности аккредитивов – запоминаем
Аккредитив является достаточно новой формой расчетной на отечественном рынке, но чаще всего к нему прибегают редко не столько из-за сложностей оформления процедуры, сколько из-за незнания основных механизмов. Чтобы лучше понять весь процесс, давайте разберем его поэтапно:
- Заключается договор между партнерами, при этом в нем должны быть оговорены все условия передачи средств одному лицу от второго. Один участник обращается в банк, где открывает счет – на нем сохраняется сумма, которую до этого прописывают в договоре. Например, если поставщику нужно заплатить 450 тысяч рублей, именно столько и должно быть на счету.
- Поставщик обращается в банк и относит туда ценные бумаги, после чего банк-партнер предоставляет своему клиенту об открытии счета.
- После того, как поставщик выполнит все условия, прописанные в договоре, ему нужно предоставить в банк документы, которые подтверждают исполнение взятых обязательств.
- Все полученные бумаги проверяются, после чего поставщик получается средства, указанные в договоре.
Таким образом, в одной сделке принимают участие четыре участника: получатель и отправитель средств, два банка.
Правовое регулирование вопросов
Любые действия с аккредитивами регламентируются действующим законодательством РФ, соглашение должны быть составлено по всем нормам, которые прописаны в документах Центробанка, если договор на аккредитив будет заключаться между двумя резидентами РФ.
Особенно следует учитывать следующие нормативные акты:
- 867-873 статьи ГК РФ, где прописаны особенности ведения безналичным расчетов по аккредитиву.
- Положение ЦБ РФ «Положение об осуществлении безналичных переводов физическими лицами в РФ».
- Положение «Положение об осуществлении безналичных переводов физическими лицами в РФ», которые было принято ЦБ РФ.
Аккредитив и его плюсы и минусы
Главная особенность аккредитива в том, что это отличный инструмент безопасности сделки. Однако и тут есть некоторые нюансы. Потому прежде, чем вы решите воспользоваться аккредитивом, нужно узнать про его преимущества и недостатки более подробно.
К плюсам можно отнести:
- Гарант выдачи средств за услуги, оказанные поставщиком.
- Обеспечивается соблюдение всех условий договора.
- В случае если один из партнеров не выполнит условия договора, получится вернуть всю сумму средств в банке.
- Ответственность за выполнением договора лежит на банке.
- Если у вас нет уверенности в новом партнере, то аккредитив – лучший вариант, поскольку сделка будет гарантированно безопасной.
- Возможность безопасно проводить сделку даже на большие суммы, что особенно важно для физлиц. Не придется переживать, как перевозить и где хранить такую сумму средств.
Данные услуги предоставляют очень многие банковские учреждения, а потому с поиском банка проблем не должно возникнуть. Однако и у казалось бы на первый взгляд такого выгодного вида сотрудничества есть свои минусы, к которым относят:
- Многоэтапное документальное оформление сделки – довольно длительное и муторное.
- Необходимость оплаты банковской комиссии.
- Лица, которые впервые используют аккредитив, могут запутаться при оформлении документов.
Кроме того, достаточно длительным будет и перевод средств, поскольку нужно оформить массу документов.
Какие виды аккредитивов бывают?
Давайте рассмотрим, какими могут быть аккредитивы. Они разделяются на такие виды, как:
Также есть еще один вид – с «красной оговоркой». В случае наличия соответствующей просьбы финансовое учреждение выдаст поставщику деньги до того, как он предоставит документы об осуществлении доставки.
В России самым распространённым видом является безотзывный аккредитив, поскольку позволит защитить все стороны сделки.
Договор по аккредитиву – правила составления
При составлении договора очень важно, чтобы в документе были следующие пункты:
- Название банка, паспортные данные поставщика и покупателя.
- Сумма выплат.
- Должна быть указана аккредитивная форма расчета.
- Варианты извещения участников сделки.
- Срок действия договора – в течение этого времени должны быть исполнены условия соглашения.
- Ответственность сторон, которая может последовать при невыполнении условий договора.
Правда, мы указали лишь стандартные пункты, которые обязательно должны быть в договоре. Дополнительно могут быть прописаны иные условия. К примеру, можно прописать возможность получения не полного платежа, а долевых выплат.При этом аккредитив может быть оформлен как на физлицо, так и на компанию.
Если будет использоваться аккредитивная форма расчёта, в документе обязательно указывают:
- Наименование банка-эмитента.
- Название банковского учреждения, который обслуживание получателя средств.
- Наименование получателя.
- Общая сумма.
- Применяемый вид аккредитива.
- Вариант извещения об открытии аккредитива.
- Сроки действия, требования к оформлению документов.
- Ответственность.
- Условия оплаты.
Кроме того, в документ можно включить и иные условия, которые касаются порядка расчетов – например, частичные платежи. Платежи должны быть произведены в безналичном порядке – со света покупателя перечисляется определенная сумма на счет получателя.
Важно помнить – в случае нарушения при исполнении данной формы расчетов, несут ответственность банковские учреждения. Потому так важно верно оформлять все документы, чтобы не было проблем при перечислении средств.
Существующие формы расчетов – что нужно знать?
Как мы уже говорили, формы расчетов по аккредитиву определяются законодательством РФ. Все расчеты должны проводиться на специальных бланках с учетом следующих стандартов:
- Форма 0401063 для написания заявки на аккредитив.
- По форме 0401061составляется требование по платежам
При этом все расчеты обязательно должны отражаться в бухгалтерской документации на следующих счетах:
- Принято к исполнению – счет 9802 А.
- Расчеты отражаются на счете 2602 П.
- Гарантии участников – счет 9020 А.
- Комиссионные расходы отражаются по счету 7100 А.
Если обращаетесь за банковскими гарантиями при расчетах, очень важно не только верно открыть счет и соблюдать все правила составления документов, но и верно отражать операции в бухучете, поскольку со сделок «по безналу» также платятся налоги.
Вконтакте